Черная комедия в российском кинематографе так же трудно приживается, как и родственный ей по макабрическому духу жанр хоррора. Об этом свидетельствует неоднозначное восприятие фильма Романа Каримова «Вдребезги». И это в стране, где даже классики позволяли себе смеяться над смертью. Гоголь, помнится, написал немало мистических и одновременно смешных сюжетов про ведьм, чертей и вия. А Антон Павлович испытывал явное удовольствие, когда живописал финал истории про Павла Васильевича, уставшего от «графоманки» Мурашкиной. Но, тем не менее, черная комедия на просторах современной России – явление редкое и с трудом вписывающееся в нашу повседневную жизнь, которая сама по себе бьет все рекорды по трагичности и абсурдности. «Самоубийц» дебютанта Егора Баранова, казалось бы, ожидает та же участь, что и «Вдребезги». Но если Каримов работал с расчетом только на свой вкус, то худрук новой картины Александр Стриженов настроен, прежде всего, на контакт со зрителем, а потому и его подопечный режиссер создал комедию, понятную каждому и по-настоящему смешную. Разумеется, сюжет про трех самоубийц, решивших помочь друг другу покончить с собой, поначалу (еще до появления первых кадров) воспринимается с опаской и неодобрением. В памяти многих зрителей еще свежи воспоминания о недавних вспышках суицида среди подрастающего поколения, а посему им кажется, что такое кино нельзя снимать. Но стоит только увидеть, как гаснет свет во всем доме после очередной провалившейся попытки одного из главных героев свести счеты с жизнью, и ты сразу понимаешь, что перед тобой гомерически смешная история. И вскоре зал валится от хохота буквально на каждой минуте, забывая про все свои опасения и жалобы. Мне неизвестно, насколько сильно влиял Стриженов на режиссерское видение, но многие сцены фильма выглядят по-стриженовски. Да и актеры подобраны именно те, что уже работали с ним. В частности, Евгений Стычкин и Гоша Куценко играли в его двух картинах, а в небольших, но ярких эпизодах появились Юленька и ее несчастный учитель. Про самих Стриженовых – отца и дочь – я уж и вовсе промолчу. Тем более, что картину это никак не портит, а лишь дополняет ее мастерством и зрелостью. Сам юмор, как главная составляющая комедии, на удивление приятный и не отталкивающий, как в пресловутых лентах Вайсберга и комиков из «Камеди Клаб». И все же при просмотре «Самоубийц», как и любой отечественной картины с претензией на определенный жанр, возникает чувство неловкости. Но я затрудняюсь до сих пор найти причину этого ощущения, хотя подспудно понимаю, что ее следует искать где-то на стыке сюжета и актерской игры. Ведь перед нами все же не комедия, как таковая, а стёб над нелепостью героев, которые в течение полутора часов безуспешно пытаются покончить с собой. Отсюда возникают и идея с последним желанием, и последующее формирование клуба (привет «Бойцовскому клубу»!), и бесконечные злоключения и приключения «неприкасаемой» троицы. Ассоциации и цитаты, кстати, в данной картине возникают не только в связи с именем Дэвида Финчера (кто-то даже умудрился сравнить фильм с его «Игрой»). В одной из сцен, где Стычкин приводит своих юных последовательниц в морг, Константин Мурзенко с упоением пародирует свою же роль Фашиста из второго «Брата». Главные герои часто разыгрывают «мексиканские дуэли», а персонаж Акиньшиной иногда ведет себя, как тарантиновская Невеста. Гоша Куценко в шубе и с пистолетом в руке напоминает сутенеров из американских независимых боевиков 70-х, которые сейчас принято называть не иначе, как эксплотейшн. Чувствуется, что создатели смотрели много и упорно разных фильмов, и им удалось отдать дань уважения многим своим любимцам. Кстати, сам сюжет о людях, на грани смерти бросающихся во все тяжкие, также довольно частый гость в мировом кинематографе. Из последних на схожую тему можно вспомнить канадский триллер «Повторяющие». Что касается актерского состава, то я снимаю шляпу. Особенно хорош Евгений Стычкин, оказавшийся в родной – комедийной – стихии. Еще в первой «Любви-моркови» он сумел запомниться зрителям больше всех остальных, а уж в «Самоубийцах» он разыграл настоящий бенефис. Алексей Воробьев в целом старается ему не уступать, но его медийность дает о себе знать, так как мешает воспринимать придуманный им персонаж как самостоятельную личность. Оксана Акиньшина редко играет плохо, да и приятно за ней наблюдать в несвойственном для нее жанре. Среди остальных запоминающиеся образы создали Гоша Куценко, Виктор Супрун, Марат Башаров, Михаил Полицеймако, Данил Лавренов, Константин Мурзенко и Павел Прилучный. Прибавьте к этому приятный саундтрек, вменяемую операторскую работу и незабываемый прыжок с девятиэтажного дома, и вы получите на выходе смешную, яркую и сверхположительную комедию о том, что нужно любить и ценить собственную жизнь. И не стоит бояться того, что эта комедия дурно повлияет на молодежь. Ведь на нее влияет не кино, а, прежде всего, окружающая среда и неустроенность в нашей повседневной жизни. И «Самоубийцы» как раз в данном случае смогут сработать, как громоотвод и смехотерапия… Источник: http://avi-films1.ucoz.com/1j/1s/pv_21081.jpg | |
| |
Просмотров: 179 | | |
Всего комментариев: 0 | |