«Поп»

В начале 1941 года на территории СССР насчитывалось чуть больше 100 действующих храмов. Из почти полутора сот епископов в 1917-м к началу 1939 года действующих осталось лишь 4. Только в 1936 и 1937 годах было арестовано более 70 епископов. Всего в эти годы было уничтожено более 50 тыс. священнослужителей. Ситуация изменилась, когда в 1941 году началась война. За время Великой Отечественной войны и последующие несколько лет было зарегистрировано 14,5 тыс. приходов, количество монастырей достигло 89 (с 4,6 тыс. монашествующих). За период с 1941 по 1944 гг. церковь внесла в фонд обороны страны более 200 млн. рублей. Почти сорок священнослужителей были награждены медалями «За оборону Ленинграда» и «За оборону Москвы», более пятидесяти – «За доблестный труд во время войны», несколько десятков – медалью «Партизану Великой Отечественной войны». Таковы скупые и неточные цифры, мало передающие историческую действительность. Да и сама история – наука весьма неточная и допускающая вместо сослагательного наклонения множество интерпретаций событий. Последнее время отечественные кинематографисты наладили производство и выпуск картин к важным православным (и не только) праздникам картин на религиозную тематику. Появились фильмы, посвященные не только Рождеству, как у американцев, но и своеобразные «пасхальные», как новая работа Владимира Хотиненко «Поп». А до этого на День народного единства показывали «Царя» Павла Лунгина и «1612» того же Хотиненко. Словно все эти фильмы могут смягчить наш ожесточившийся народ (последние события говорят как раз об обратном), который к тому же в ближайшее время чиновники кинут в очередную аферу… Лубок, промывающий мозги, как всегда, у руля. И «Поп» Хотиненко не стал исключением. Если у Лунгина священник в «Острове» показан на грани помешательства, то персонаж Маковецкого порой навевает мысли об инфантильности. Хорошо хоть только навевает, а не полностью топит нас в детских грезах. Лет двадцать назад Владимир Хотиненко рассказывал нам о людях, потерявших свое прошлое («Зеркало для героя», «Макаров», «Мусульманин»), а теперь его персонажи и есть то самое прошлое («Гибель империи», «1612», «Поп»). Они уже не пытаются найти себя, а просто выполняют функцию музейного экспоната: мол, посмотрите, вот так жили мы когда-то… И не важно, что все разворачивается на фоне Великой Отечественной – есть и такие выставки в наших музеях. С одной стороны обидно и больно за хорошего режиссера, потерявшего чувство меры и вкуса. Все эти казусы с фашистами, политическими лозунгами вместо слов, красивые виды и неуместные в ряде сцен символические сны – дань моде и типичный набор клише для современного российского кинематографа. Вообще все сцены с отцом Александром и немецким офицером сильно напоминают «Список Шиндлера», хотя Хотиненко и не хватило спилберговской эпичности. С другой стороны нельзя упрекать создателей в том, что они не решились копнуть глубже и показать более полный портрет духовенства и общества эпохи войны. Очень сложно говорить о вещах, которые труднодоступны мирскому пониманию, и уже за попытку хоть что-то рассказать о неизвестных страницах истории следует награждать всевозможными правительственными наградами. «Поп» получился двояким, что, в общем-то, хорошо. Есть о чем поразмышлять, даже если это что-то осталось за кадром. Можно умилиться детям и Лизе Арзамасовой. Как всегда, нет претензий к Сергею Маковецкому, которому, похоже, скоро нечего будет играть, потому как все труднее найти роль, соразмерную его гению. На секунду можно опечалиться тем, что Кирилл Плетнев не нашел новых штрихов для своего персонажа со времен «Диверсанта». Трудно оценить Нину Усатову, которая неразрывно связана своим образом с батюшкой. А особенно нелегко воспринимать операторскую работу Ильи Демина. Чередование и без того статичного действия с черно-белыми фотографиями – это, конечно, хорошо, но все-таки можно было и более тонко использовать свое умение. И очень некстати использование спецэффектов. Если с мухой находку еще можно простить из-за ее необычности, то уж компьютерный задник из сна – верх дурного тона… Впрочем, не стоит больше придираться. Зритель все равно пойдет посмотреть на батюшку Маковецкого, послушать финальную песню «Rivers of the Babylon» в исполнении Boney M и почувствовать дух истинного патриотизма. Остается только вопрос о том, кем же был новый персонаж Хотиненко – героем или же просто попавшим в тиски двух империй человеком. Ответа на него в фильме вы не найдете, да и, в общем-то, кино-то совсем не об этом. Фильм, на мой взгляд, не о патриотизме, а о превратностях судьбы одного человека и его семьи. А следовательно, нам, как и режиссеру, важна именно его жизнь, а не тех миллионов, что гибнут вокруг…



Источник: http://www.jao-s.ru/imgkino/stati/pv_12829.jpg
Категория: Рецензии | Добавил: admin (16.10.2015)
Просмотров: 171 | Теги: «Поп» | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Код *: