Очень французский фильм, изящный, местами грустный и щемящий, как музыка Равеля, исполняемая главным героем, известным пианистом Матье Гибером (Венсан Перес). Неспешное действо, позволяющее вдоволь насмотреться на фас и профиль звезды французского кино, и позволяющее также неспешно поразмышлять вместе с ним о смысле жизни и кризисе среднего возраста, который принимает у него неожиданные формы. Камерный фильм, совершенно не подходящий для показа в кинотеатре, где властвует попкорн и неукротимая тяга к ярким сиюминутным зрелищам и преувеличенным эмоциям. Обычный французский буржуа, пианист, живет обычной, французской же жизнью. Любит своих родных, свою музыку. Тихие семейные радости обычного человека. Эмоциональна только музыка, которую он исполняет. И именно музыка придает почти неуловимый романтизм интонации, которая присутствует в фильме. Продолжение её – в нереально-ностальгической структуре сюжета. Погруженный в мир музыки, Матье Гибер встречается с братом, который украшает свою жизнь, участвуя в реконструированных боях и светских раутах 19 века. Фантасмагорическая жизнь, которую ведет его брат, поначалу казавшаяся дикой, постепенно захватывает Матье целиком. Жизнь выбита из привычного русла. И вот он уже сам в костюме гусара вполне правдоподобно рассказывает на званом ужине о предательстве соседнего полка очаровательной незнакомке, призывно поглядывающей на него поверх веера. Новая реальность, преодолевая внутреннее сопротивление рядового французского буржуа, вторгается в жизнь Матье и заслоняет старую, в общем-то, серую жизнь. Бизнес, тоска на лице жены, деловые ужины заменяются словами «честь», старинными пистолетами и вызовами на поединок. Дабы поддержать зрительский интерес к неспешному повествованию, вполне оправданным кажется украшение фильма тремя дуэлями. Они всё-таки добавляют динамику в довольно вяло тлеющий сюжет. И с каждой новой дуэлью все становится серьезнее - эмоции, цели, ставки. Дуэль-полуигра в начале фильма, затем дуэль-унижение врага в середине повествования, и, наконец, смерть врага в дуэли третьей. Фантасмагория - это, пожалуй, самое подходящее слово для определения происходящего на экране. Хотя, фильм анонсирован, как драма, особого драматизма в рассказанной истории не ощущается. Зато режиссер Дени Деркур пытается, местами весьма небезуспешно, увлечь нас сопоставлением несопоставимых вещей. Такой интересной несопоставимостью, например, можно расценить эпизод светского раута эпохи 19 века, наблюдаемый вполне современно одетым главным героем из такого же современного коридора. Надо сказать, выбор Венсана Переса на главную роль кажется более удачным, когда созерцаешь его в костюме гусара, чем, когда он играет неприметного французского буржуа в этом же фильме. Недоумение от лицезрения его в таком виде с лихвой окупается последующим восхищением от его внушительной фигуры с саблей на боку. Игра Венсана Переса не разочарует его страстных поклонников, однако, и не добавит особенных новых эмоций. Он так же недурен за роялем в окружении нот, как и в то время, когда спокойно созерцает своего врага сквозь прицел старинного пистолета. Играет эволюцию от пианиста до солдата, пытаясь воплотить в жизнь скромно задаваемый режиссером фильма вопрос: «Что ты можешь сделать на поле битвы?» Вообще, фильмом задекларированы много крайне нужных и важных мыслей, сходных по теме. Вопрос и неудобство лишь в том, что, к сожалению, масштаб этих мыслей слишком велик и важен, чтобы пытаться втиснуть их в полуторачасовой, пусть и недурственный, фильм. Здесь вам и пресловутый кризис среднего возраста, и стремление быть настоящим мужчиной, и маленький человек, мечтающий стать большим героем, и забитые повседневностью напоминания о чести, и непреходящие жизненные ценности вне временных рамок. Любая из этих тем достойна отдельного фильма с тем же Венсаном Пересом на радость поклонникам и критикам. Жереми Ренье, играющий брата главного героя, под стать своему звездному партнеру. Такой же неброский, невозмутимый с загадочным и вопросительным выражением глаз. Партнеры так похожи, что иногда, одетые подобно своей эпохе, становятся почти неразличимы. Оба скучны на фоне современности и будоражащее восхитительны на фоне старинных военных шатров и дыма на поле боя. Неброский, тихий, сугубо французский… Фильм - щемящая ностальгия и попытка пофилософствовать. Фильм для отдохновения души уставшего взрослого человека. Такой зритель вполне оценит достоинства фильма и не заметит его недостатков. И вряд ли пожалеет о том, что потратил время на этот скучноватый с точки зрения пресыщенного и перекормленного спецэффектами и американским юмором зрителя. Источник: http://mego.3dn.ru/recenzii/1/1/pv_13620.jpg | |
| |
Просмотров: 206 | | |
Всего комментариев: 0 | |