«Кориолан» Режиссерский дебют Рэйфа Файнса – экранизация одноименной пьесы Шекспира, трагедия о сильном и отважном римлянине Кае Марцие Кориолане. Действие картины из Древнего Рима перенесено в наши дни: римское войско экипировано как НАТО-вское в «Повелителе бури», имеются также танки и парадные мундиры, политики в галстуках, и повсюду множество телевизоров, по которым постоянно передают сводки новостей. Неизменными остались античные имена и шекспировский текст. Конфликт власти и народа, лидера и завистников, мистическая связь между заклятыми врагами, предательство и месть, отношения матери и сына – вот темы из «Кориолана», которые волновали Шекспира, и которые побудили Рэйфа Файнса снять свой дебютный фильм. Основной акцент режиссер Файнс сделал, конечно, на актерскую игру: на выражение чувств, жестикуляцию и артикуляцию персонажей. Эту работу, в особенности интонации и дикцию российские зрители смогут оценить в полной мере, так как фильм выходит на экраны без дубляжа, с субтитрами. Это здорово: люди, не привыкшие читать, в принципе не пойдут смотреть экранизацию средневековой пьесы, а у тех, кто рискнет прийти, появляется возможность услышать, как звучит в оригинале не только Рэйф Файнс (голос у него шикарный), но и шекспировский текст. Главный герой, Кай Марций, прозванный Кориоланом - персонаж сложный. Он фанатик своего дела, он храбр и смел, и всегда побеждает в бою. При этом его безупречная честность, прямолинейность и гордость не позволяют ему найти общий язык с остальными людьми, и его откровенно ненавидят и боятся как политики, так и граждане. Кай Марций решает баллотироваться в консулы, но завистливые оппоненты подбивают народ выступить против него, и в результате интриг Кориолана изгоняют из города. Тогда он решает отомстить Риму, идет к своим врагам и возглавляет их армию, чтобы напасть на город. В ужасе власти Рима посылают к нему его друга, и Кориолан говорит, что у него нет друга. Затем его семья приходит с просьбой о мире, и он говорит, что у него нет семьи… И только мать, стоя на коленях, сможет выпросить милости у сына, тронуть его сердце до слез, и эта слабость будет стоить смельчаку жизни. Итак, хорошие актеры разыгрывают античную трагедию общества и человека в нем. Файнс влюблен в своего персонажа. Он играет упоительно. «Я воспринимал его <героя> прежде всего как человека, в котором не развились какие-то чувства. В теле взрослого мужчины находится ребенок, несмотря на всю его атлетичность и смелость. Он похож на маленького мальчика», - так говорит о своем герое Рэйф Файнс. В роли Тита Афвидия, предводителя Вольсков, главного врага Корионана, - Джерард Батлер, в ключевой роли Волумнии, матери Корионала - Ванесса Редгрейв (ее игра выше всяких похвал), а Джессика Честейн (мать из «Древа жизни») – в роли его жены, Виргилии. Прекрасный кастинг. Что до остального – есть сложности в восприятии. Идея переноса классического произведения в современный мир, призванная доказать актуальность классики, не нова, и широко используется в театре и кино. Иногда этот трюк работает хорошо («Борис Годунов» Мирзоева, «Ромео + Джульетта» Лурмана), иногда картина превращается в трэш («Гамлет XXI век» Кары), в любом случае нет оснований сомневаться в том, что времена меняются, а Шекспир (да и Пушкин тоже) вечен. «Кориолан», как и все перечисленные работы, также отличается большой степенью условности, то есть это не только кино, но в большой степени и театр. Время, и место, о которых идет речь – условны, реальность мертвая, сконструированная, герои – не люди, а архетипы. Если вы принимаете правила игры, и вам не претит условность, то «Кориолан» вам понравится. Те же, кто ратует за документальность и реализм на экране, очарованы не будут. Файнс-режиссер остается актером, создающим миф, а не документ. Да, помните эпизод с Файнсом в мегареалистичном "Повелителе бури"? Когда он появляется, достоверность разрушается. Кэтрин Бигелоу так специально задумала – вдруг напомнить зрителю, что он смотрит кино. При помощи кого? Рэйфа Файнса. Но особенно трудно обойти социально-политический аспект «Кориолана» в свете тех событий, которые происходят в нашей стране сейчас. Перед нами конфликт сильного и энергичного лидера, презирающего свой народ и демократию, как форму правления, и, собственно, народа, злого, недалекого, выходящего на демонстрации и плюющего в сторону героя, а также легко меняющего свое мнение под воздействием медиа и интриганов во власти. Кажется, еще немного, и с уст шекспировских героев сорвется слово «бандерлоги» и лозунг «за честные выборы». Сделать с этими ассоциациями решительно ничего нельзя. Все это очень понравится сторонникам сильной власти. Есть тут кто за Путина? Честно, не откладывайте поход в кино. Порадуйтесь от души. Хотя, конечно, никаких параллелей с Россией Файнс проводить не намеревался. Для него этот фильм – трагедия личности, человека и констатация факта, что все мы живем «по уши в дерьме». UPD. Небольшое уточнение: фильм выходит в прокат как в дублированной версии, так и с субтитрами. Какую именно копию показывают в вашем кинотеатре, узнавайте заблаговременно. Источник: http://avi-films1.ucoz.com/1j/1s/pv_20818.jpg | |
| |
Просмотров: 180 | | |
Всего комментариев: 0 | |