Семейный офис: капитал без риска

В стране развивается рынок семейных офисов — организаций, которые помогают обеспеченным семьям сохранять капитал. Как они устроены и что могут предложить успешным людям?

Каждый патриарх, иначе говоря глава состоятельной семьи, задает себе вопрос: что делать с завещанием и семейным состоянием? Смогут ли наследники «в тот день и час» сохранить и приумножить или все потеряют за несколько месяцев и тогда нет смысла им что-то оставлять? Дать минимум членам семьи, а остальное проиграть в рулетку или пожертвовать на благотворительность?

Что такое семейный офис?

Это непростой вопрос. До недавнего времени главы семейств в России старались не думать о нем. Время идет, и все чаще становится известно о случаях, когда смерть патриарха наступала внезапно. Наследники оказывались к ней не готовы. Семья в лучшем случае получала доступ к активам и старалась их сохранить. Но, как правило, большую часть состояния либо не могли найти и она отходила бывшим партнерам, либо семья теряла ее в первый же год. В результате семьи, которые до этого могли себе позволить роскошную жизнь, вдруг оказывались на грани банкротства и, стыдясь, заводили разговор с друзьями о небольшом кредите.

К слову, вы найдете много общего у обеспеченных отечественных семей сегодня с их аналогами в США сто лет назад: то же отсутствие династий и традиций, те же истории обогащения за короткий срок. Джон Рокфеллер (жизненный путь которого похож на истории успеха многих состоятельных людей в современной России), понимая, что после его смерти семейные активы и дети окажутся «под прицелом», постарался сделать все, чтобы нивелировать риски. В первую очередь магнат создал семейный офис, куда пригласил специалистов, способных помочь наследникам без нужного жизненного опыта и знаний принимать решения, необходимые для сохранения родительского состояния.

 

Семейный офис — это не кабинет вашего дома, где работают менеджеры. Это команда профессионалов, основная задача которых — помочь семье сохранить капитал. Обратите внимание — не приумножить, а именно сохранить. Специалисты помогают избежать трагических ситуаций, когда семья теряет все и оказывается на улице. Патриархи, заработавшие состояния, знают, как тяжело их не растратить.

В исследовании Russian Weatlh Report 2016 мы выяснили, что в России сегодня многие научились зарабатывать и тратить, но мало кто умеет сохранять. Есть исключения, но, по наблюдениям, они касаются семей, имеющих непосредственное отношение к финансовому сектору, а их не более 5%.

Одна голова хорошо, а две…

… Конечно же, лучше! Взаимодействие семейного офиса и клиентов включает в себя такой интересный формат, как семейный совет. Это встреча, в которой принимают участие все члены семьи старше 10 лет. Обсуждаются расходы и доходы, результаты прошедших месяцев, планы семьи на будущее — иначе говоря, все, что так или иначе влияет на финансовое положение клиентов. Роль фасилитатора очень важна — без него беседа может быстро потерять конструктивный характер и превратиться в скандал. А если глава семьи начинает самостоятельно разговаривать с женой о расходах, скорее всего, их беседа заканчивается истерикой. Отсутствие семейных советов, где супруги и дети могут обсуждать финансовые вопросы без стресса, приводит к тому, что между ними образуется вакуум, который заполняется развлечениями, любовниками, вторыми-третьими параллельными семьями. Как следствие — неконтролируемый рост расходов, коллапс всех семей, психологические травмы наследников. А ведь изначально цель создания каждой семьи — жизнь в гармонии, взаимопонимании и формирование династии.

Команда семейного офиса состоит:

  • Юристы (налоги, недвижимость, решение любых конфликтов юридическим путем, отношения с госструктурами, отечественная юрисдикция и англосаксонское право);
  • Управляющие активами (недвижимость, фондовые инструменты, оценка ликвидности);
  • Аналитики (финансовая модель, семейный бюджет, финансовый план);
  • Специалисты по вопросам стиля жизни (здоровье, отдых, образование детей, забота о родителях);
  • Специалисты по подбору кадров (поиск и оформление на работу в семьи клиентов личных помощников, домработниц, нянь, поваров, водителей, стилистов, парикмахеров и т. п.).

Как отличить family office от псевдо-семейного офиса

Существует всего два типа семейных офисов. Они либо обслуживают одну семью и занимаются только ей (single-family office), либо сопровождают несколько семей (multi-family office). Семейный офис Рокфеллера превратился из SFO в MFO, когда другие семьи стали обращаться к ним с просьбой помочь и взять их на сопровождение. В этом случае все клиенты выигрывают за счет уменьшения расходов на содержание офиса, так как делят их между собой. В России после финансового кризиса 2008 года некоторые компании — поставщики услуг, востребованных состоятельными людьми, — стали выдавать себя за family office для привлечения большего количества клиентов.

На первый взгляд кажется, что отличить оригинальный семейный офис от компании, маскирующейся под него, достаточно сложно. Но возможно! В случае с псевдо-семейным офисом упор делается только на том виде услуг, которым организация занимается много лет, остальные важные для семьи сферы остаются вне зоны пристального внимания.

После 2008 года многие состоятельные люди оказались в ситуации, когда их инвестиции, сделанные по рекомендации банков, в которых они сопровождались много лет, полностью или частично пропали. Как позже выяснилось, некоторые банки знали о надвигающемся кризисе и избавлялись от «токсичных» активов, продавая их своим клиентам. Впоследствии для многих из них это стало тяжелым ударом по финансовому положению. В итоге, фиксируя потери, члены обеспеченных семей задумались: кому следует принимать решения о сопровождении состояния и что нужно сделать, чтобы «вдруг» не расстаться со статусом хайнета?


В наши дни доминирует первое поколение патриархов, но в ближайшее десятилетие будет происходить передача семейного состояния от первого поколения второму.


По всему миру вновь возрождаются семейные офисы, и часто специалисты из банков становятся их сотрудниками, переходя на новую работу. Важная деталь: семейный офис существенно отличается от private banking. Состоятельные клиенты часто забывают, что любой работник банка, любезно общающийся с ними, трудится на данное кредитное учреждение. А сотрудник семейного офиса всегда работает на семью. Это отличие стало причиной «разворота» многих патриархов в сторону семейных офисов.

Цена вопроса

Стоимость сотрудничества с семейным офисом всегда индивидуальна. Есть несколько вариантов оплаты его услуг. Первый — сумма зависит от остатка на банковских счетах семьи и составляет 1-1,5% от семейного состояния в год. Если учесть, что family office помогает обогнать инфляцию минимум на 1,5-3% в год, то даже с учетом расходов на него капитал не «тает» под давлением инфляции, колебаний валютных курсов и скрытых банковских комиссий.

Например, клиент с состоянием $10 млн обращается в семейный офис и за год капитал увеличивается на 5%. Теперь у него на счету $10,5 млн, при этом услуги офиса обойдутся ему в $105 тыс. в год. Другой вариант — фиксированная оплата. Она удобна для семей с капиталом от $30 млн и составляет $250 тыс. в год. Услуги компаний-подрядчиков, которые привлекаются семейным офисом в различных ситуациях, оплачиваются дополнительно. Капитал, как известно, требует внимания, времени и постоянного управления. Важно анализировать внешнюю среду, рассматривать и оценивать текущие возможности, а также учитывать риски, связанные с этими возможностями. В успешном решении упомянутых задач и заключается ценность семейного офиса.

Основные причины утраты капитала

  1. Последствия «траста по-русски». Среди состоятельных россиян распространена практика оформления активов на дальних родственников или друзей. Налицо желание перестраховаться, уклониться от уплаты налогов или избежать лишнего внимания к себе. В долгосрочной перспективе такое решение чревато сложностями и конфликтами. Держатели активов не желают с ними расставаться, ставят невыполнимые условия настоящим владельцам. Последние должны быть готовы к потере имущества, поэтому намного безопаснее нести налоговое бремя и оплачивать услуги наемных специалистов.
  2. Непредвиденная смерть. Обсуждение темы кончины патриарха — табу в большинстве российских семей, как состоятельных, так и не очень. Говорить о наследстве и завещании не принято, это воспринимается так, будто все только и ждут смерти кормильца. С друзьями и родственниками, на которых оформлены активы, тему смерти тоже не обсуждают, что приводит к непредвиденным ситуациям.
  3. Мошенничество. В наши дни в России изобретают множество законных схем «честного отъема денег». Несчастные жертвы теряют средства и не могут обвинить в этом кого-то, кроме себя. Насколько привлекательно выглядят сделки, настолько импульсивно принимаются решения. В 2011 году известный отечественный футболист инвестировал более 300 млн рублей в строительство нефтеперерабатывающего завода. Работы были вскоре прекращены, а деньги обратно спортсмен так и не получил.
  4. Развод. Процедура развода серьезно уменьшает размер семейного состояния. Всех без исключения патриархов мучает страх, что жена потребует 50% капитала. Они стараются обезопасить себя, но в семье из-за этого создается тяжелая атмосфера недоверия, что в итоге приводит к тому же разводу.
  5. Отсутствие диверсификации. «Не кладите все яйца в одну корзину» — мудрая пословица. Необходимо стремиться распределять капитал во что бы то ни стало, так как от этого порой зависит существование бизнеса. Но иногда бизнесмены занимаются псевдодиверсификацией, что приводит к плачевным последствиям. Например, предприниматель держит деньги в московском банке, играет на московской фондовой бирже и инвестирует в московскую недвижимость. Но наступает апрель-май 2014 года, и все рушится.
  6. Опасные инвестиции. Практически каждый клиент семейного офиса может «похвастаться» историей потери денег из-за необдуманных инвестиций. Такие решения люди принимают под воздействием эмоций, поддавшись на уговоры родственников или друзей. В данных случаях отсутствуют крайне необходимые риск-анализ и риск-менеджмент.
  7. Отсутствие учета расходов и доходов. Наличие у семьи определенного состояния — еще не повод «бросаться во все тяжкие». В тратах должны присутствовать финансовая бухгалтерия и здравый смысл. Иначе аппетиты членов семьи растут, а доходы за ними не успевают. Даже имея на счету $20 млн, не всякий может позволить себе купить Porshe. Потому что придется пожертвовать образованием детей или чем-то еще.

Имея доход до $1 млн в год, семья может успешно вести свои дела практически самостоятельно. Если же он выше, возникают различные риски.


Прототипы современных семейных офисов появились не одно тысячелетие назад. Заметной частью любой цивилизации всегда была элита. По мере разрастания богатейших слоев населения увеличивалось количество людей, обслуживавших их нужды. Администрация фараонов в Древнем Египте — это семейный офис. Министерство императорского двора в Российской империи — тоже он. В дореволюционной России каждая состоятельная семья нанимала управляющего, который контролировал ее доходы и расходы. Первый эффективный публичный семейный офис был создан в Европе банкиром М. А. Ротшильдом в конце XVIII века. Спустя столетие этот опыт повторил американец Джон Рокфеллер.



Источник: http://avi-films1.ucoz.com/1j/5s/semejnyj-ofis.jpg
Категория: Финансы | Добавил: admin (17.03.2016)
Просмотров: 325 | Теги: Семейный офис: капитал без риска | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Код *: